«Кентавресса с ребенком» — самая крупная работа, имеющаяся в распоряжении музея. Она отлита в бронзе в 1963 г. Кентавр, мифическое существо, получеловек-полуконь-полумашина, является одним из центральных образов творчества Эрнста Неизвестного. Он символизирует сплав прошлого, настоящего и будущего, являет собой пластическую метафору и символ современной цивилизации.
«Наше время мне представляется временем Кентавра, то есть переходным от определенных форм к другим», – заявляет художник в своём философском труде «Кентавр». И далее он продолжает: «Кентавр – единство человеческой природы, животной природы и технологии. Мы – Кентавры».
В бронзовой отливке «Рука», выполненной Эрнстом Неизвестным в 1950-х гг., а также в работе «Человек-робот» начала 1960-х гг. ярко воплощена идея, занимавшая мастера с того периода времени. Художник не только продолжает традиции русского революционного авангарда 1920-х – он создает новый визуальный язык и новый тип синтеза. Его синтез основан на мощном сплаве форм природы – таких, как человеческое тело, с орудиями труда и техникой. Этот сплав порождает то, что он называет «второй природой» человека. Современный человек становится создателем «второй природы» — изделий, продолжающих его руки, мозг, глаза, нервы и сердце. Задача изобразительного искусства в современном мире, по мнению Эрнста Неизвестного — создать некие всеединые символы и метафоры, чтобы показать растерявшемуся от обилия информации человеку абсолютную ценность и беспредельность человеческого «я».
В работе «Атомный взрыв» 1957 года мастер использует руки как символ человека вообще. Его руки страдают, умирают, приветствуют, борются, даже разлетаются в разные стороны вместе с лицами как от взрыва.
В зале представлены также известные работы Эрнста Неизвестного из цикла «Война-это…» начала 1960-х гг. «Шаг» и «Раненый солдат». Собственный неповторимый художественный стиль сложился у Эрнста Неизвестного во второй половине 1950-х годов. Великая Отечественная война, которая прошла через его жизнь страшным колесом, чуть не оказавшимся колесом смерти, стала, по его словам, тем «исходным опытом», который заставил его «по-новому взглянуть на искусство, в том числе и на скульптуру».
В скульптуре «Два лица», выполненной в 1962 г., отразились переживания мастера, перенёсшего тяжелое потрясение от общения с первым лицом государства во время известной выставки в Манеже и разочарование его в политической элите страны, не желавшей понять его искусство.
На видеостене представлены ранние станковые, а также монументальные работы Эрнста Неизвестного, среди которых «Цветок лотоса», установленный мастером на Асуанской плотине — одна из самых больших в мире скульптурных композиций. Монумент приобрел международную известность.